Устройство православного храма

Христианский храм (Дом Божий), является образным воплощением гармоничного единства мира Небесного (духовного) и мира Земного (материального). Формирование архитектурного облика храма связано с развитием христианского богослужения. Прообразом храма послужила Скиния Моисея, а преемственно он был связан с Сионской горницей, где Христос совершил первую Евхаристию.

Скиния Моисея - священное здание, устроенное Моисеем по повелению Божьему, для богослужений. Внутри оно состояло из двух помещений. Первое называлось Святым или Святилищем, второе, находящееся внутри - Святая Святых, где помещался Ковчег Завета.
Сионская горница - иносказательное название Церкви, как земной, так и небесной.
Евхаристия - благодарение. Так называется приношение жертвы Тела и Крови Христовых, совершающееся на божественной литургии, а равно и самая жертва, т.е. так называются: 1) литургия, на которой приготовляются хлеб и вино (Св. Дары) и пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христа, Сына Божия; 2) самые Тело и Кровь Христовы (Мф. XXVI, 26-28). Иконография сюжета предполагает изображение в центре композиции Христа, стоящего у престола и подающего подходящим к Нему апостолам ритуальные хлеб и вино. Евхаристию иногда изображают на Царских Вратах или на сени Царских Врат.



Храм воздвигается на самом высоком месте и своей алтарной частью обращен к востоку, символизирующему Рай. Внешний облик храма и его внутреннее устройство выражают устремление к Богу и служат спасению души. Храм включает алтарь, среднюю часть и притвор.

Алтарь - Место нахождения престола и совершения богослужений. 
- Духовное средоточение храма, в православной Церкви устраивается в восточной части церковного здания (апсиде). В центре алтаря - престол, самое священное место в храме, место присутствия Славы Божией. На престоле Евангелие. Слева, в глубине апсиды, - жертвенник. За престолом семисвечник, запрестольное (выносные) иконы, крест. В центре апсиды, внизу, в нише стены, в старых храмах пишется по штукатурке "Отечество". 
- от лат. Alta ara - возвышенное место, служащее для жертвоприношений при богослужении, важнейшая часть христианского храма; у западных христианских писателей, оно обозначает ту принадлежность храма, которая у нас называется престол. В древности кроме слова "алтарь", были и другие названия. В обширных храмах алтарь поднимается над полом храма на несколько ступеней, иногда под ним устраивают склепы для гробов мучеников. От средней части храма алтарь, кроме возвышенности, отделялся еще особой преградой в виде резной решетки или колонок, которая служила для заграждения доступа в алтарь лицам, не участвующим в богослужении. Решетки доходили до локтя взрослому человеку, делались из дерева, меди и серебра, промежутки между колонками или столбиками составляли двери, которых обыкновенно три. Кроме решетки, важная часть алтаря - завеса, закрывающая, когда нужно, от взоров молящихся внутренность алтаря. Мирянам, кроме царя, вход в средние двери, называемые царскими вратами, воспрещается. Алтарь - место одних священнодействующих.
Средняя часть храма - место, где находятся молящиеся и совершается открытое церковное действо.
Притвор - Ограниченное стенами помещение перед входом в церковь, где во время литургии находятся некрещеные люди. На его стенах изображаются сцены из жизни прародителей, поучительные притчи, избранные святые, силы небесные и т.п. Здесь размещаются отдельные местночтимые иконы.

Алтарь (полукруглый по форме), символизирует Царство Небесное, область бытия Бога. Он отделяется от средней части храма алтарной преградой, постепенно развившейся до иконостаса. В алтаре утвержден престол для свершения церковных таинств. Слева от престола помещается жертвенник - место для свершения проскомидии, а справа – диаконник, где хранится все необходимое для совершения литургии. Восточная (алтарная) часть храма снаружи имеет округлую форму – апсиду (одну или три). Возвышение между алтарем и средней частью храма, называемое солеей, является местом для священнослужителей, с амвоном в центре для произнесения проповеди.


Алтарная преграда - отделяет алтарь от средней части храма. Алтарная преграда представляла собой резную решетку или колонки, которые служила для заграждения доступа в алтарь лицам, не участвующим в богослужении. Решетки доходили до локтя взрослому человеку, делались из дерева, меди и серебра, промежутки между колонками или столбиками составляли двери (врата), которых обыкновенно три. Мирянам, кроме царя, вход в средние двери, называемые царскими вратами, воспрещается.
Иконостас - алтарная преграда, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.
Престол - Самое главное место в храме - это четырехсторонний стол, стоящий посередине алтаря и служащий для совершения, главным образом, евхаристии. 
На престол надеваются последовательно две одежды, символизирующие плащаницу Христа и индитию. 
- самое святое место в храме, символизирующее таинственное, невидимое присутствие Господа - Царя и Владыки Церкви. Престол также знаменует собой Гроб Господень. На престол последовательно полагают плащаницу, индитию, илитон. Средоточие престола - антиминс. На престол кладут Евангелие и крест. Здесь же находится ковчег для хранения Святых Даров.
Церковные таинства - согласно учению Церкви - это "богоучрежденные священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая Благодать Божия". К важнейшим церковным таинствам, согласно Евангелию установленным самим Христом относятся: Причащение, Крещение и Покаяние.
Жертвенник - примыкающее с севера к основному объему алтаря помещение, в котором совершается начало литургии (приготовление и совершение проскомидии - освящения Святых Даров. В настенной живописи на стенах и сводах жертвенника главное место, обычно в конхе (греч. - раковине) отводится изображению Иоанна Предтечи, "Моление о чаше" и др. сюжетам.
Проскомидия - первая часть литургии, когда священнослужители готовят вещество для евхаристии.
Диаконник - примыкающее с юга к основному объему алтаря помещение, в котором хранятся облачения священнослужителей и запасная церковная утварь. Настенная живопись в диаконнике обычно посвящена богородичной тематике.
Литургия - (обедня) - самое главное богослужение (чтение и пение молитв по особому чину (порядку), совершающееся до полудня, во главе со священнослужителем. Во время литургии воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство причащения, которое установил Сам Христос в Тайной Вечери.
Апсида - полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ (помещение) с куполообразным верхом в восточной части храма, где располагаются: алтарь, жертвенник и диаконник (ризница). Своды и стены апсиды, как правило, покрывают живописью, тематика которой соответствует назначению помещения. Заимствована с плана базилик, где в апсидах помещалось седалище правителя или судии.
Солея - внешний престол. Небольшое протяженное возвышение вдоль иконостаса, со стороны основного пространства храма.
Амвон - возвышающийся, часто полукруглый выступ в середине солеи, напротив Царских Врат, символизирующий те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль и т.п.), а также камень, отваленный ангелом от пещеры Гроба Господня (символ Воскресения Христа). Амвон служит для осуществления процедуры облачения архиерея, а также для чтения Евангелия и проповеди. На амвон восходят только священники и диаконы, изображая ангела.


Средняя часть храма знаменует собой мир Ангелов и праведных людей, человеческую природу Христа и душу человека. Он может иметь разные формы (продолговатую - базилика, центричную – круглую или восьмиугольную). Наиболее распространенной формой храма стала крестово-купольная (с равносторонним крестом в основании). Четыре (или более) столпа поддерживают посредством сомкнутых сводов и парусов барабан с куполом полусферической формы. Храм могут венчать несколько куполов: однокупольный символизирует Спасителя, трехкупольный – Святую Троицу, пятикупольный – Христа и четырех апостолов-евангелистов, двенадцатикупольный – апостолов-учеников Христа. Купола православного храма завершает восьмиконечный крест – символ спасения. Внутри средней части храма могут размещаться также хоры (галереи) и дополнительные приделы – особые алтари (также обращенные на восток), отделенные от основного храма собственным иконостасом.


Базилика - здание с вытянутым прямоугольником в плане, расчлененное внутри продольными рядами
колонн или столбов на нечетное число пролетов (нефов). Средний неф - самый широкий и высокий - заканчивается апсидой. Входом в базилику является поперечно расположенное помещение - нартекс. При имп. Константине большинство базилик, служащих до того местом сбора граждан для судов, было отведено для христианских богослужений. С тех пор многие храмы стали именоваться базиликами.
Свод - криволинейное перекрытие, передающее на основание не только нагрузку, но и распор (сомкнутый свод).
Парус - конструктивный элемент перехода от четырехгранного объема к цилиндрическому, имеющий форму сферического треугольника, обращенного острием вниз, а дугой вверх. В четырех парусах храма размещали изображения евангелистов.
Барабан - в церковном здании: цилиндрическая или многогранная часть сооружения, завершающий основной объем здания и опирающаяся на подпружные арки. Барабан завершается полусферой свода (куполом), который в храме символизирует небо. На стенах барабана изображаются архангелы, ангелы, праотцы, пророки. В куполе свода - Христос, Новозаветная Троица и др.
Купол - полусферическое перекрытие стен цилиндрической формы (барабана) или находящееся непосредственно на опорном кольце (на парусах или тромпонах). Купол символизирует небо, на его внутренней поверхности помещается живописное изображение Христа Вседержителя или Саваофа с Силами небесными.
Крест - основной символ христианского вероисповедания (Нового Завета), поскольку Христос во искупление грехов человеческих был предан казни на Кресте. Крест имеет разные формы: "Х" (Андреевский); "I" (йот) - обычного начертания или с поперечиной; трехконечный крест (столб с перекладиной на вершине), на котором был распят Христос; четырехконечные кресты двух типов: греческий - с равными перекладинами и латинский, где вертикальная стойка длиннее поперечной. Восьмиконечный крест принят Православной Церковью. По своему назначению кресты подразделяются на выносные, напрестольные, наперсные (русск. перси - грудь), нательные (даются при крещении)..
Придел - особый алтарь в храме, со своим престолом и иконостасом, примыкающий к основному церковному зданию либо включенный в его объем. Придел, как и главный алтарь, обращен к востоку.


Притвор – часть храма, отделенная от основной части сплошной стеной, служит местом пребывания оглашенных и кающихся. Притвор символизирует земное бытие.

Рядом с храмом обычно располагается колокольня (или звонница).

Интерьер православного храма часто покрывают настенные росписи - фрески. Фрески располагаются соответственно символике частей храма и иерархии священных изображений. Каждая фреска выражает таинственное присутствие изображаемого святого. Все росписи соединены в единую догматическую систему, связанную с литургическим действом и служат образным назиданием для верующих.

Одной из главных частей интерьера храма является купол, в нем изображают Христа Пантократора (Вседержителя). Под ним, в барабане – пророки или апостолы, либо восемь чинов Ангельских. На парусах, поддерживающих барабан – четыре апостола - евангелиста.

Алтарь тоже расписан фресками. На них изображается Богоматерь-Царица Небесная в окружении херувимов, ниже ее – сцена «Евхаристии», под ней – образы святителей и учителей Церкви, обращенные к горнему месту. В жертвеннике часто помещаются изображение Богоматери и сцен на тему Рождества Христова. В диаконнике – образы святых архидиаконов или, например, сцены жития Иоанна Предтечи.

Фрески северной и южной стен средней части храма в три-пять ярусов представляют сцены из Ветхого и Нового Завета. Их сюжеты зависят от посвящения храма. На западной стене размещается композиция Страшного Суда, в противоположность Горнему миру восточной части интерьера. От пола до нижнего края фресок (высотой в рост человека) располагают изображения орнаментированных полотенец. Росписи могут быть также в притворах, на наружной стене храма и на входных воротах.

Фреска - вид монументальной живописи ("настенное письмо"), когда по сырой штукатурке наносится красочный слой темперой (на воде, известковом молоке или водном клее) или по сухой штукатурке маслом (аль секко).





Комментариев нет:

Отправить комментарий